Морфологический разбор – это определение постоянных и изменяемых признаков слова.
Для последовательного разбора имени существительного нужно составить план. Прежде всего, вспомним, что такое существительное.
Существительное – часть речи, которое обозначает предмет, явление или лицо и отвечает на вопрос кто? или что?
Примеры:
- компьютер, стол, дом (что?)
- ученик, механик, мама (кто?)
- весна, сияние, блеск (что?).
Содержание
Порядок морфологического разбора
- Определение грамматического значения.
- Указание постоянных признаков.
- Установление непостоянных признаков.
- Определение синтаксической функции в предложении. Какую роль играет?
К постоянным признакам слова относят:
- Род. Различают мужской, женский, средний. Примеры: конь (м.р.), свекла (ж.р.), окно (ср. р).
- Склонение. Бывает первое, второе и третье. Например: комната (1 скл.), пальто (2 скл.), ночь (3 скл.)
- Одушевлённое или неодушевлённое. Например: сапог ( неодуш.), дядя (одуш.)
- Собственное или нарицательное. Примеры: Колизей (собств.), балкон (нариц.)
К непостоянным признакам, то есть к тем, которые могут изменяться, относятся падеж и число.
В заключении определяется синтаксическая роль существительного в предложении. Оно может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством, сказуемым.
Все шаги анализа можно представить в виде плана.
План морфологического разбора
- Определение части речи. Общее значение. Вопрос кто? или что?
- Морфологические характеристики: начальная форма (слово в форме именительного падежа, единственного числа);
- Указание постоянных признаков: Род; Склонение; Одушевлённое или неодушевлённое; Собственное или нарицательное;
- Указание непостоянных признаков: падеж; число;
- Определение синтаксической роли (чем является и к какому члену предложения относится?).
Примеры разбора
Снег падал, переливаясь и блестя.
- Снег – имя существительное, так как обозначает предмет.
- Н. ф – снег;
- Постоянные характеристики: м. р., 2-е скл., неодуш., нариц.
- Непостоянные свойства: слово употреблено в форме им. п., ед.числа ;
- Синтаксическая роль — подлежащее.
Учительница, похвалив ученика, поставила пятёрку.
- Ученика– имя сущ., так как обозначает лицо.
- Морфологические свойства: начальная форма – ученик.
- Постоянные свойства: муж. род.; 2-е скл.; одуш.; нариц.;
- Непостоянные свойства: род. падеж, ед. число;
- В предложении является дополнением.
Агния Барто – известная детская поэтесса.
- Поэтесса — имя существительное, так как обозначает лицо.
- Начальная форма — поэтесса;
- постоянные признаки: ж.р., 1 скл., одуш., нариц.;
- непостоянные признаки: ед.число, им.падеж;
- В предложении является сказуемым.