Морфологический разбор – это определение постоянных и изменяемых признаков слова.

Для последовательного разбора имени существительного нужно составить план. Прежде всего, вспомним, что такое существительное.

Существительное – часть речи, которое обозначает предмет, явление или лицо и отвечает на вопрос кто? или что?

Примеры:

  • компьютер, стол, дом (что?)
  • ученик, механик, мама (кто?)
  • весна, сияние, блеск (что?).

Порядок морфологического разбора

  • Определение грамматического значения.
  • Указание постоянных признаков.
  • Установление непостоянных признаков.
  • Определение синтаксической функции в предложении. Какую роль играет?

К постоянным признакам слова относят:

  • Род. Различают мужской, женский, средний. Примеры: конь (м.р.), свекла (ж.р.), окно (ср. р).
  • Склонение. Бывает первое, второе и третье. Например: комната (1 скл.), пальто (2 скл.), ночь (3 скл.)
  • Одушевлённое или неодушевлённое. Например: сапог ( неодуш.), дядя (одуш.)
  • Собственное или нарицательное. Примеры: Колизей (собств.), балкон (нариц.)

К непостоянным признакам, то есть к тем, которые могут изменяться, относятся падеж и число.

В заключении определяется синтаксическая роль существительного в предложении. Оно может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством, сказуемым.

Все шаги анализа можно представить в виде плана.

План морфологического разбора

  • Определение части речи. Общее значение. Вопрос кто? или что?
  • Морфологические характеристики: начальная форма (слово в форме именительного падежа, единственного числа);
  • Указание постоянных признаков: Род; Склонение; Одушевлённое или неодушевлённое; Собственное или нарицательное;
  • Указание непостоянных признаков: падеж; число;
  • Определение синтаксической роли (чем является и к какому члену предложения относится?).

Примеры разбора

Снег падал, переливаясь и блестя.

  • Снег – имя существительное, так как обозначает предмет.
  • Н. ф – снег;
  • Постоянные характеристики: м. р., 2-е скл., неодуш., нариц.
  • Непостоянные свойства: слово употреблено в форме им. п., ед.числа ;
  • Синтаксическая роль — подлежащее.

Учительница, похвалив ученика, поставила пятёрку.

  • Ученика– имя сущ., так как обозначает лицо.
  • Морфологические свойства: начальная форма – ученик.
  • Постоянные свойства: муж. род.; 2-е скл.; одуш.; нариц.;
  • Непостоянные свойства: род. падеж, ед. число;
  • В предложении является дополнением.

Агния Барто – известная детская поэтесса.

  • Поэтесса — имя существительное, так как обозначает лицо.
  • Начальная форма — поэтесса;
  • постоянные признаки: ж.р., 1 скл., одуш., нариц.;
  • непостоянные признаки: ед.число, им.падеж;
  • В предложении является сказуемым.


Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *